Простите за простыню, тег more не хочет скрывать текст.

Я тут подумала, что работа с перспективой в контексте городских скетчей затрагивает многих и все, что писано про линейную перспективу в учебниках выносит мозг практически всем начинающим художникам (картинная плоскость, предметная плоскость, плоскость горизонта, брррр, как открою учебник, так холодный пот прошибает!)

Мне это настолько сильно вынесло мозг, что я много лет не могла разобраться что к чему. Но сейчас я разобралась и с удовольствием поделюсь своими знаниями и пониманиями с вами. Постараюсь изложить все самым обычным языком, чтобы вы легко могли применить полученное знание на практике. Если уж получилось у моих 14-летних учениц, получится и у вас.

Начнем с того, что такое линия горизонта. Если совсем по-простому, это та линия, которая ВСЕГДА находится у вас на уровне глаз. То есть линия горизонта для двух людей, стоящих рядом, ростом 153 см (как я) и для того, чей рост 170 см, будет различаться. То есть видеть одинаковые объекты вы будете по-разному. С разным искажением.


Если человек залезет на холм, он станет "выше" и его линия горизонта поднимется вместе с его новым ростом. Если сядет на землю, то линия опустится вместе с ним. Короче, она всегда остается на уровне глаз.
Тут я не стала заморачиваться и взяла готовую картинку

изображение

Перспектива бывает фронтальной и угловой.
  • Фронтальная это когда вы стоите к дому лицом и видите его одну грань в виде квадрата или прямоугольника.
    изображение
    Видите? Хоть дома располагаются сбоку от нас, мы видим одну из их стен, как прямоугольник.

  • Угловая перспектива - когда вы смотрите на угол дома и видите, как две его грани расходятся в разные стороны.
    изображение
    Сейчас мы разберем фронтальную перспективу, как наиболее простую.

Первый главный закон линейной перспективы гласит, что все прямые сойдутся в одной точке горизонта
. Догадываетесь, что это за точка? Правильно та самая заветная точка, которая находится прямо перед вашими глазами. Только в ней и нигде больше. Для того, чтобы правильно рисовать перспективу домов, заборов, фонарей и тротуаров достаточно знать только это. Как бы не были расположены дома на улице, точка схода будет точно перед вашими глазами. Все углы, должны быть соединены незримыми линиями с этой точкой и по этим линиям будут проходить грани домов.

Тут упомяну о втором главном законе перспективы - все те линии, которые будут находиться ниже нашего уровня глаз (например, основание дома, который стоит прямо перед нами), будут стремиться вверх (соединиться с точкой схода), все те линии, которые находятся выше уровня глаз (например, крыша дома), будут стремиться вниз (соединиться с точкой схода).

Теперь разберем это визуально. Для того, чтобы правильно построить кубик домик на плоскости надо начертить его фронтальную часть (прямоугольник или квадрат), а затем соединить все углы с точкой схода линиями. Ширину кубика вы выбираете на свой вкус (пока), но все его грани обязательно должны быть параллельны.



Вы стоите на тротуаре и смотрите в даль. Вам кажется, что дом справа почти нависает над вами, и вы почти не видите его боковую часть, только фронтальную. А вот дома слева боковой частью видны лучше, дорога и тротуары соединяются по диагонали.


Вы вышли в центр дороги. Теперь видите одинаково хорошо боковые части домов с обеих сторон. Дорога и тротуары сокращаются точно в центре.



Все линии домов, заборов, электропередач, дорог и скамеек будут стремиться к точке, которая располагается четко перед вашими глазами.

С угловой перспективой чуть сложнее, чем с фронтальной, но тоже довольно просто, если понять принцип. Там просто будет две точки схода для двух фронтальных плоскостей. Но об этом в другой раз.

У меня просьба фидбека. Что было понятно, что непонятно. Если вы попробовали самостоятельно нарисовать кубики, какие затруднения вышли? Может быть художники поправят меня, если я где-то допустила ошибку

@темы: перспектива, Я учу. Откровения педагога, Мои уроки

Комментарии
18.10.2018 в 10:39

Жизнь хитра! Когда у меня на руках все карты - она внезапно решает играть в шахматы…
Пост очень понравился. Хорошо написано, для новичков должно быть понятно.
18.10.2018 в 10:43

очень наэлектризован
Очень, очень интересно. У меня вот с этим проблемы, а вы все понятно рассказали. С удовольствием почитаю и про угловую)
18.10.2018 в 10:56

wake me up when it's all over
все, что писано про линейную перспективу в учебниках выносит мозг практически всем начинающим художникам

Подтверждаю)) что-то я уже узнала от других преподавателей, но у вас нашла несколько новых для себя моментов. Большое спасибо)

Не всегда рискую комментировать, но читаю ваши посты очень внимательно - всё время что-то нужное и интересное)
18.10.2018 в 11:10

Моя жизнь как сказка - я в неё не верю.
Очень понятно и наглядно. Наконец-таки я понял, в какой именно точке на горизонте должны сходиться все линии. Большое спасибо за разъяснения)
18.10.2018 в 14:30

Раздвигай границы нормы
Спасибо за пост! Будет здорово, если напишете так же про угловую перспективу.
18.10.2018 в 19:56

Непонятно про глубину кубика ("это расстояние вы задаёте сами") -- какая она должна быть, чтобы кубик был кубиком, а не вытянутым/сплюснутым параллелепипедом? Можно её как-то рассчитать или определить графически?
19.10.2018 в 09:54

AxisNk, _Хатифнатт_, Бездушный Рыцарь Айе, Кими., puniagapi, спасибо!

[Az], вот тут действительно затык. Так как обычно это я применяю в архитектурных скетчах, то такие вещи я обычно задаю "на глаз" по опорным точкам других предметов (то есть вымеряю соотношение этих предметов между собой). Я же не знаю, реальную ширину и длину предметов. И мое Ширину кубика вы выбираете на свой вкус (пока) относилось к тому, что у нас есть пока только сферический кубик в вакууме без соотношения с другими предметами, по которым можно установить его глубину.

НО! Вопрос оказался офигенно в тему, потому что я действительно не знаю, как задать точную величину боковой грани сокращения именно у сферического кубика :hmm:. Я перелопатила кучу книг, пробовала установить ее опытным путем, копалась в интернете, но в книгах только рисунки и про перспективу (не про точные размеры), у меня ничего не вышло, а в интернете вроде как указано, как это строить, но не указано, откуда брать значения дополнительных отрезков :lol: Поэтому я уточню этот вопрос у преподавателей в колледже, может быть они знают. Хотя это же не архитектурный колледж, скорее всего там тоже все на глаз :vict:
19.10.2018 в 20:32

Elle J. artist, спасибо, все понятно и доходчиво! :up:
20.10.2018 в 22:21

Я всех умней, но это незаметно.
тыц и туц - вот тут видео-урок (в двух частях) про "сферический" кубик) Оооочень подробный.
Там, правда, именно черчение, а не рисунок, но во-первых, опыт показывает, что когда начертишь стопятьсот кубиков, действительно появляется возможность рисовать все соотношения на глаз и при этом попадать в точку, а во-вторых, этот разбор в принципе дает представление, о том как оно устроено технически, так что становится понятно, как можно в случае чего проверить верибельность величин, которые проставил на глаз.
20.10.2018 в 23:15

Elle J. artist, ну он не совсем сферический кубик в вакууме, поскольку есть ещё линия горизонта, точка схода, да даже можно задать расстояние до наблюдателя, т.е. расположив реальный кубик в определённой позиции относительно наблюдателя, мы эту глубину увидим точно.
Определение "на глаз", конечно, хорошо, но глазомеры-то у всех разные и хотелось бы научиться это дело как-то проверять, не прибегая к опытам с натурой.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии