Что-то долго зрело и наконец дозрело. Я занимаюсь пошаговым рисованием с детьми два года и у меня есть, что сказать и зафейспалмить. Я, конечно, не проводила исследований, не делала репрезентативных выборок, а рассказываю то, что вижу в своих группах.

Что такое пошаговое рисование?

Это процесс, при котором педагог художник пошагово объясняет ученикам участникам МК, как нарисовать ту или иную картинку, чтобы она была похожа на фото или чужую работу. Для этого быть педагогом не обязательно.

Что оно дает?

Оно дает на выходе клевую картинку, которую ребенок никогда не нарисовал бы сам один. Он просто не знает, что и как делать. Эта картинка очень хорошо удовлетворяет амбиции родителей, которые просто в восторге от таланта и умений своего ребенка рисовать повторять за кем-то порядок действий. Плохо ли это? Если взрослый или ребенок приходит на занятие просто для того, чтобы получить удовольствие от процесса рисования, то вообще никаких проблем нет. Человек рисует, получает удовольствие и складывает работы в папочку. А вот если человек хочет научиться рисовать...

Просто буду рассказывать, что вижу почти 2 года:

Группа 1
Ко мне ходят заниматься дети 4-5 лет. Ходят уже полтора года, стабильно и почти без пропусков. Работы этих детей крутые, я практические не вмешиваюсь в процесс. Родители в доме увешали все стены. Что дети делают на занятиях? Они просто сидят, как болванчики, заглядывают в рот и ничерта не думают. Они просто ждут, когда им скажут, что сделать следующим шагом. Если эти дети садятся рисовать дома, то у них ничего не выходит. Ну конечно же не выходит! Откуда выйти, если на занятии они полностью исключили процесс фантазирования?

Если вы думаете, что я не стимулирую этот процесс, не объясняю почему мы делаем такой шаг, не комментирую картинку (что у нас больше, ушки или голова, а какой формы у нас ножки и т.д.), то ошибаетесь. Если вы думаете, что я не даю детям свободы в рисовании и не учитываю из возрастные особенности, то тоже ошибаетесь. Я-то учитываю, а вот родители нет!

Родители ждут от детей ШЕДЕВР! Если краски, то минимум Левитан, если фломастеры, то не ниже Расторгуевой, графика Да Винчи, архитектура на уровне выпускника ЮФУ. Если я позволила ребенку самому нарисовать работу, то родители с ходу комментируют: "Ой, что-то ты сегодня не постаралась?/что это такое ты нарисовала?/у соседки получилось лучше!" и все в этом духе.

Разговаривала я с родителями на эту тему? Разговаривала. Был результат? Нет. Ребенок не хочет рисовать сам, а предпочитает заглядывать в рот мастеру, чтобы получить родительское одобрение.

Группа 2
1) Дети постарше, младший школьный возраст 8-10 лет. Из тех, кто ко мне ходит по-настоящему рисует (может сама проанализировать фотографию и натуру) только одна девочка. Может быть у нее талант? Безусловно, там есть искра, но другие дети тоже способные. Ходят рисовать все на равных, но она не сталкивается дома с родительской оценкой своих работ. Папа с мамой в разводе, отчим без работы сидит дома, мама пашет на работе и воспитывает троих детей. Мама радуется, что дочь чем-то увлечена, но на критику у нее скорее всего нет времени. Девочка не самоутверждается в глазах родителя за счет своих рисунков.

2) А вот два других сидят на игле родительского одобрения. А родители очень хорошо не дают им с этой иглы слезть.

3) Третий мальчик очень хочет рисовать. И у него реально круто получается. Не хуже, чем у девочки, но его мама вечно недовольна результатом, все время говорит, где у него ошибки и что нужно было сделать. Мальчик упертый, под маму пока не прогнулся, но часто плачет и расстраивается. Не из-за того, что ему не нравится результат, а из-за того, что не может угодить маме. Чтобы он не делал, мама всегда найдет к чему придраться.

Если предыдущие ребята пошли по пути наименьшего сопротивления - хотят родители хорошие работы, я нарисую, как они хотят, то этот парень старается стать лучше, чтобы угодить маме. Получится у него? Стать лучше - безусловно, угодить...сами все понимаете.

4) Есть еще одна девочка, она больше не ходит. Почему не ходит? Думаю потому, что у старшей группы я перестала давать тупые пошаговые МК. Девочка живет в двух шагах от моей работы в центре доп.образования, пару раз пришла ко мне на занятия и отвалилась. Там формат работы другой и в платной группе со старшими детьми тоже формат изменился. Но как только я даю пошаговый МК, она обычно приходит. Почему?

Она не может вынести, если у нее что-то не получилось. Когда она приходит на занятие, я все время в состоянии сжатой пружины. Потому что она постоянно "кусает" остальных детей и ноет, что у нее получается говно. Просит, чтобы я ей нарисовала. Не знаю, что там у нее дома, я не могу наблюдать ее в взаимоотношениях с родителями, но то, что ей главное красивая картинка - 100%. При этом вовсе не важно она ее сделала или половину нарисовала я.

Ко мне ходят взрослые. Редко, но бывает, обычно со своими детьми. Что происходит на занятии? Взрослый тащится с процесса, ему так необычно, что можно нарисовать крутую картинку, даже не умея рисовать. Ребенок постоянно сравнивает свою работу с работой мамы. Как только ребенок начинает ныть, мама отрывается от процесса и пытается успокоить ребенка, подсказать. Обстановка накаляется...


Я знаю, тут у меня есть педагоги, какие занятия ведете вы, как строите взаимодействие между родителями и детьми? Может быть я слишком сильно загоняюсь и запариваюсь?

@темы: Я учу. Откровения педагога, поболтать

Комментарии
11.02.2019 в 22:21

я хочу быть самой красивой в мире бабочкой
Преподаю фортепиано. Конечно, все хотели бы мгновенно играть К Элизе и Лунную сонату, но обычно молчат. Все в курсе, что нужно заниматься дома, занимаются мало и поэтому изначально как-то без претензий, но: я родителям маленьких детей (5-8) говорю, что нужно хвалить, и объясняю, за что конкретно хвалить, рассказываю, над какими навыками мы работаем, раскладываю все на разные процессы (ритм, ноты, топография, моторика и тп). Самые маленькие обычно на уроке сидят с родителями (родители смотрят и молчат, и я им в конце объясняю что делали и за чем дома следить), и родители могут убедиться что игра на инструменте состоит из кучи разных вещей, что это серьезная работа, и обычно проникаются тем, как много нужно ребёнку постичь, чтобы сыграть пьеску на полминуты. Провожу параллели со спортом типа фк (много лет тренировок чтобы получить 4 минуты на попытку выступить).
В целом, уперто свою на своём и научилась говорить ‘это не то, чему я учу’ в ответ на запросы типа ‘а можно ты научишь меня играть песенку которая по радио играет все время’. Сам - что хочешь, со мной только то, что я считаю нужным. Свобода выбора есть, но ограниченно :)
Думаю, у меня свободы побольше, потому что начальство не давит. В целом, большую часть времени ломаю голову над тем как бы побыстрее научить ребёнка понимать как и над чем работать, сегодня уже выходит лучше, чем раньше.
Когда родители недовольны тем, что у детей получается, я их утешаю, говорю, что они хорошие родители, у них отличные дети, и у них именно что получается. Но бывает родители прямо возмущаются, тогда я говорю, что они могут не волноваться, что я для этого столько лет училась, и что я знаю, сио все в порядке. Родители тоже люди, и им нужно, чтобы общество одобряло, все непросто же
12.02.2019 в 12:22

wake me up when it's all over
Я педагогическое образование забросила за мельницу, но не вижу ничего плохого в пошаговых мк. Как понять процесс, если не объяснять постадийно? Если потом будут похожие задания с большей долей самостоятельности, то ребёнок поймёт, наверное, зачем было то, а зачем вот это, и начнёт применять знания уже в своих собственных работах.

Я ходила на занятия вместе с дочерью, и вот по нам сразу видно было, у кого искра есть, а кто мимокрокодил)) И могу сказать, что моё горячее одобрение никак не повлияло на то, что у меня в доме сейчас конник, а не художник 😁
13.02.2019 в 08:51

puniagapi, вот я тоже думала, что ничего плохого нет, когда объясняешь, что делаешь и зачем, но на практике получается, что человек имеет кучу знаний, но не может ими воспользоваться. Нет структуры что ли в голове. А еще дети подсаживаются на красивую картинку с педагогом и отказываются работать самостоятельно.

Йоож, а вы частные уроки или образовательное учреждение? У меня коммерческие группы только пошаговые МК.

Вообще, это я неверно подошла к этой работе. Просто надо в первую очередь себе озвучить, что пошаговый МК это НЕ ОБУЧЕНИЕ, а развлечение. И в мои задачи не входит НАУЧИТЬ человека рисовать, а просто НАРИСОВАТЬ с ним картинку.
17.02.2019 в 22:27

я хочу быть самой красивой в мире бабочкой
Elle J. artist, при школе и при студии, но только индивидуальные. С частниками работаю так же.
19.02.2019 в 08:30

Йоож, ага. Похоже, я просто запуталась в задачах. Одна группа ко мне ходит научиться, вторая просидеть время в школе до начала танцев, частники нарисовать клевую картинку. Просто надо разделять задачи: напрягать тех, кто хочет учиться, развлекать тех, кто приходит пересидеть и рисовать, не парясь с третьими пошагово. А я все в кучу навалила и страдаю.
19.02.2019 в 13:12

я хочу быть самой красивой в мире бабочкой
Elle J. artist, я сегодня в целом гораздо спокойнее отношусь к тем, кто не хочет учиться тому, чему я учу :) Если я в принципе могу дать то что человеку надо, то я уступаю. Ну там, учим песенку, а не гаммы и тп. Но всегда есть всякие важные общие штуки (руки и слух в моем случае, и навык поиска шаблонов, структуризация ну и тп), про которые я продолжаю ласково капать на мозги, даже если человек приходит чисто отдохнуть и поразвлекаться. В меньшем объёме, возможно, но все равно. Это позволяет успокоить мою профессиональную гордость :) ну и в итоге человек немножко чему-то учится
20.02.2019 в 09:12

Йоож, про которые я продолжаю ласково капать на мозги, даже если человек приходит чисто отдохнуть и поразвлекаться вот тут да, у меня также. Хоть что-то да отложится в голове :)

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail