Что-то долго зрело и наконец дозрело. Я занимаюсь пошаговым рисованием с детьми два года и у меня есть, что сказать и зафейспалмить. Я, конечно, не проводила исследований, не делала репрезентативных выборок, а рассказываю то, что вижу в своих группах.
Что такое пошаговое рисование?
Это процесс, при которомпедагог художник пошагово объясняет ученикам участникам МК, как нарисовать ту или иную картинку, чтобы она была похожа на фото или чужую работу. Для этого быть педагогом не обязательно.
Что оно дает?
Оно дает на выходе клевую картинку, которую ребенок никогда не нарисовал бысам один. Он просто не знает, что и как делать. Эта картинка очень хорошо удовлетворяет амбиции родителей, которые просто в восторге от таланта и умений своего ребенка рисовать повторять за кем-то порядок действий. Плохо ли это? Если взрослый или ребенок приходит на занятие просто для того, чтобы получить удовольствие от процесса рисования, то вообще никаких проблем нет. Человек рисует, получает удовольствие и складывает работы в папочку. А вот если человек хочет научиться рисовать...
Просто буду рассказывать, что вижу почти 2 года:
Группа 1
Ко мне ходят заниматься дети 4-5 лет. Ходят уже полтора года, стабильно и почти без пропусков. Работы этих детей крутые, я практические не вмешиваюсь в процесс. Родители в доме увешали все стены. Что дети делают на занятиях? Они просто сидят, как болванчики, заглядывают в рот и ничерта не думают. Они просто ждут, когда им скажут, что сделать следующим шагом. Если эти дети садятся рисовать дома, то у них ничего не выходит. Ну конечно же не выходит! Откуда выйти, если на занятии они полностью исключили процесс фантазирования?
Если вы думаете, что я не стимулирую этот процесс, не объясняю почему мы делаем такой шаг, не комментирую картинку (что у нас больше, ушки или голова, а какой формы у нас ножки и т.д.), то ошибаетесь. Если вы думаете, что я не даю детям свободы в рисовании и не учитываю из возрастные особенности, то тоже ошибаетесь. Я-то учитываю, а вот родители нет!
Родители ждут от детей ШЕДЕВР! Если краски, то минимум Левитан, если фломастеры, то не ниже Расторгуевой, графика Да Винчи, архитектура на уровне выпускника ЮФУ. Если я позволила ребенку самому нарисовать работу, то родители с ходу комментируют: "Ой, что-то ты сегодня не постаралась?/что это такое ты нарисовала?/у соседки получилось лучше!" и все в этом духе.
Разговаривала я с родителями на эту тему? Разговаривала. Был результат? Нет. Ребенок не хочет рисовать сам, а предпочитает заглядывать в рот мастеру, чтобы получить родительское одобрение.
Группа 2
1) Дети постарше, младший школьный возраст 8-10 лет. Из тех, кто ко мне ходит по-настоящему рисует (может сама проанализировать фотографию и натуру) только одна девочка. Может быть у нее талант? Безусловно, там есть искра, но другие дети тоже способные. Ходят рисовать все на равных, но она не сталкивается дома с родительской оценкой своих работ. Папа с мамой в разводе, отчим без работы сидит дома, мама пашет на работе и воспитывает троих детей. Мама радуется, что дочь чем-то увлечена, но на критику у нее скорее всего нет времени. Девочка не самоутверждается в глазах родителя за счет своих рисунков.
2) А вот два других сидят на игле родительского одобрения. А родители очень хорошо не дают им с этой иглы слезть.
3) Третий мальчик очень хочет рисовать. И у него реально круто получается. Не хуже, чем у девочки, но его мама вечно недовольна результатом, все время говорит, где у него ошибки и что нужно было сделать. Мальчик упертый, под маму пока не прогнулся, но часто плачет и расстраивается. Не из-за того, что ему не нравится результат, а из-за того, что не может угодить маме. Чтобы он не делал, мама всегда найдет к чему придраться.
Если предыдущие ребята пошли по пути наименьшего сопротивления - хотят родители хорошие работы, я нарисую, как они хотят, то этот парень старается стать лучше, чтобы угодить маме. Получится у него? Стать лучше - безусловно, угодить...сами все понимаете.
4) Есть еще одна девочка, она больше не ходит. Почему не ходит? Думаю потому, что у старшей группы я перестала давать тупые пошаговые МК. Девочка живет в двух шагах от моей работы в центре доп.образования, пару раз пришла ко мне на занятия и отвалилась. Там формат работы другой и в платной группе со старшими детьми тоже формат изменился. Но как только я даю пошаговый МК, она обычно приходит. Почему?
Она не может вынести, если у нее что-то не получилось. Когда она приходит на занятие, я все время в состоянии сжатой пружины. Потому что она постоянно "кусает" остальных детей и ноет, что у нее получается говно. Просит, чтобы я ей нарисовала. Не знаю, что там у нее дома, я не могу наблюдать ее в взаимоотношениях с родителями, но то, что ей главное красивая картинка - 100%. При этом вовсе не важно она ее сделала или половину нарисовала я.
Ко мне ходят взрослые. Редко, но бывает, обычно со своими детьми. Что происходит на занятии? Взрослый тащится с процесса, ему так необычно, что можно нарисовать крутую картинку, даже не умея рисовать. Ребенок постоянно сравнивает свою работу с работой мамы. Как только ребенок начинает ныть, мама отрывается от процесса и пытается успокоить ребенка, подсказать. Обстановка накаляется...
Я знаю, тут у меня есть педагоги, какие занятия ведете вы, как строите взаимодействие между родителями и детьми? Может быть я слишком сильно загоняюсь и запариваюсь?
Что такое пошаговое рисование?
Это процесс, при котором
Что оно дает?
Оно дает на выходе клевую картинку, которую ребенок никогда не нарисовал бы
Просто буду рассказывать, что вижу почти 2 года:
Группа 1
Ко мне ходят заниматься дети 4-5 лет. Ходят уже полтора года, стабильно и почти без пропусков. Работы этих детей крутые, я практические не вмешиваюсь в процесс. Родители в доме увешали все стены. Что дети делают на занятиях? Они просто сидят, как болванчики, заглядывают в рот и ничерта не думают. Они просто ждут, когда им скажут, что сделать следующим шагом. Если эти дети садятся рисовать дома, то у них ничего не выходит. Ну конечно же не выходит! Откуда выйти, если на занятии они полностью исключили процесс фантазирования?
Если вы думаете, что я не стимулирую этот процесс, не объясняю почему мы делаем такой шаг, не комментирую картинку (что у нас больше, ушки или голова, а какой формы у нас ножки и т.д.), то ошибаетесь. Если вы думаете, что я не даю детям свободы в рисовании и не учитываю из возрастные особенности, то тоже ошибаетесь. Я-то учитываю, а вот родители нет!
Родители ждут от детей ШЕДЕВР! Если краски, то минимум Левитан, если фломастеры, то не ниже Расторгуевой, графика Да Винчи, архитектура на уровне выпускника ЮФУ. Если я позволила ребенку самому нарисовать работу, то родители с ходу комментируют: "Ой, что-то ты сегодня не постаралась?/что это такое ты нарисовала?/у соседки получилось лучше!" и все в этом духе.
Разговаривала я с родителями на эту тему? Разговаривала. Был результат? Нет. Ребенок не хочет рисовать сам, а предпочитает заглядывать в рот мастеру, чтобы получить родительское одобрение.
Группа 2
1) Дети постарше, младший школьный возраст 8-10 лет. Из тех, кто ко мне ходит по-настоящему рисует (может сама проанализировать фотографию и натуру) только одна девочка. Может быть у нее талант? Безусловно, там есть искра, но другие дети тоже способные. Ходят рисовать все на равных, но она не сталкивается дома с родительской оценкой своих работ. Папа с мамой в разводе, отчим без работы сидит дома, мама пашет на работе и воспитывает троих детей. Мама радуется, что дочь чем-то увлечена, но на критику у нее скорее всего нет времени. Девочка не самоутверждается в глазах родителя за счет своих рисунков.
2) А вот два других сидят на игле родительского одобрения. А родители очень хорошо не дают им с этой иглы слезть.
3) Третий мальчик очень хочет рисовать. И у него реально круто получается. Не хуже, чем у девочки, но его мама вечно недовольна результатом, все время говорит, где у него ошибки и что нужно было сделать. Мальчик упертый, под маму пока не прогнулся, но часто плачет и расстраивается. Не из-за того, что ему не нравится результат, а из-за того, что не может угодить маме. Чтобы он не делал, мама всегда найдет к чему придраться.
Если предыдущие ребята пошли по пути наименьшего сопротивления - хотят родители хорошие работы, я нарисую, как они хотят, то этот парень старается стать лучше, чтобы угодить маме. Получится у него? Стать лучше - безусловно, угодить...сами все понимаете.
4) Есть еще одна девочка, она больше не ходит. Почему не ходит? Думаю потому, что у старшей группы я перестала давать тупые пошаговые МК. Девочка живет в двух шагах от моей работы в центре доп.образования, пару раз пришла ко мне на занятия и отвалилась. Там формат работы другой и в платной группе со старшими детьми тоже формат изменился. Но как только я даю пошаговый МК, она обычно приходит. Почему?
Она не может вынести, если у нее что-то не получилось. Когда она приходит на занятие, я все время в состоянии сжатой пружины. Потому что она постоянно "кусает" остальных детей и ноет, что у нее получается говно. Просит, чтобы я ей нарисовала. Не знаю, что там у нее дома, я не могу наблюдать ее в взаимоотношениях с родителями, но то, что ей главное красивая картинка - 100%. При этом вовсе не важно она ее сделала или половину нарисовала я.
Ко мне ходят взрослые. Редко, но бывает, обычно со своими детьми. Что происходит на занятии? Взрослый тащится с процесса, ему так необычно, что можно нарисовать крутую картинку, даже не умея рисовать. Ребенок постоянно сравнивает свою работу с работой мамы. Как только ребенок начинает ныть, мама отрывается от процесса и пытается успокоить ребенка, подсказать. Обстановка накаляется...
Я знаю, тут у меня есть педагоги, какие занятия ведете вы, как строите взаимодействие между родителями и детьми? Может быть я слишком сильно загоняюсь и запариваюсь?
В целом, уперто свою на своём и научилась говорить ‘это не то, чему я учу’ в ответ на запросы типа ‘а можно ты научишь меня играть песенку которая по радио играет все время’. Сам - что хочешь, со мной только то, что я считаю нужным. Свобода выбора есть, но ограниченно
Думаю, у меня свободы побольше, потому что начальство не давит. В целом, большую часть времени ломаю голову над тем как бы побыстрее научить ребёнка понимать как и над чем работать, сегодня уже выходит лучше, чем раньше.
Когда родители недовольны тем, что у детей получается, я их утешаю, говорю, что они хорошие родители, у них отличные дети, и у них именно что получается. Но бывает родители прямо возмущаются, тогда я говорю, что они могут не волноваться, что я для этого столько лет училась, и что я знаю, сио все в порядке. Родители тоже люди, и им нужно, чтобы общество одобряло, все непросто же
Я ходила на занятия вместе с дочерью, и вот по нам сразу видно было, у кого искра есть, а кто мимокрокодил)) И могу сказать, что моё горячее одобрение никак не повлияло на то, что у меня в доме сейчас конник, а не художник 😁
Йоож, а вы частные уроки или образовательное учреждение? У меня коммерческие группы только пошаговые МК.
Вообще, это я неверно подошла к этой работе. Просто надо в первую очередь себе озвучить, что пошаговый МК это НЕ ОБУЧЕНИЕ, а развлечение. И в мои задачи не входит НАУЧИТЬ человека рисовать, а просто НАРИСОВАТЬ с ним картинку.